Формирование читательской компетенции посредством развития творческих способностей младших школьников
Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в перечне компетенций занимает читательская компетентность.
Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования, мы увидим, что читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.
Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики.
Является ли урок литературного чтения любимым у детей? Более 60% учащихся не любят и не хотят читать. А читая, не понимают смысл прочитанного. И сегодня, современные дети в условиях преобладания телевидения и Интернета не читают, потеряли интерес к чтению книг. Известно, что чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место, так как без него не возможно интеллектуальное развитие и самообразование.
В программе по литературному чтению для 1- 4 классов общеобразовательной школы говорится о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е. “такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного”. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности.
Перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя. Умение читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
развитие потребности в самостоятельном, инициативном чтении посредствам использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
развитие читательской компетентности через организацию и проведение урока литературного чтения творческих игр, занятий с элементами театрализации,
стимулирование творчества детей.
Всё это в совокупности позволит выпускнику начальной школы научиться:
осознанно, правильно, выразительно читать;
извлекать из текстов полезную и интересную информацию;
самостоятельно выбирать книги для чтения;
работать с разными источниками информации (словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе на электронных носителях);
работать с устными и письменными текстами;
составлять план письменного текса и создавать письменный текст;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы.
Под навыком чтения подразумевают:
умение правильно прочитывать слова;
понимать смысл текста;
выразительно читать;
выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, и способные обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.
Этапы формирования читательских интересов:
6 – 7 лет, интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
8 – 9 лет, учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Для формирования читательской компетенции, следует использовать разнообразные педагогические приёмы на уроках литературного чтения, из множества предложенных педагогических технологий, выбрать самые оптимальные для обучающихся класса:
1)создание игровых ситуаций,
2)дифференцированный подход в обучении чтению,
3)метод проектов,
4)нетрадиционные уроки:
5) театрализация.
Такая форма как «элементы театрализации» на уроках или уроки –спектакли
воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию.
Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Не теряет она свою актуальность и сегодня. Поскольку именно театральная игра способна совместить и обучение, и закрепление как предметных, так и метапредметных навыков, что особенно подчеркивается в новейших требованиях преподавания.
Театрализованные представления заставляют ребенка особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств. Такие представления вызывают интерес у ребят, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Успешное формирование читательской компетентности возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию:
1) адекватная самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях;
2) создание соответствующего психологического климата.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества»
В.Сухомлинский.
Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные слова. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.
Праздники помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это так необходимо, ведь жизнь – театр. И в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей.
Достигнуть высокого уровня формирования читательской компетентности можно не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности.
Театрализованная деятельность имеет особую социально-эмоциональную значимость. В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным является коллективный характер театрализованной деятельности. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение.
Мотивируя детей к чтению литературы посредством театрализованной деятельности, можно выделить следующие задачи:
- вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
- побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.
- охраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.
- учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру), выполнять действия соответственно логике действия персонажей и с учётом места действия.
- способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
- сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного образа.
Оптимально осуществлять данный вид работы по двум взаимосвязанным направлениям :
первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, снятию сценического волнения.
второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности.
Работа над ролью строится следующим образом:
- знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?
- знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения?
- распределение ролей.
- составление словесного портрета героя;
- анализ поступков героя;
- работа над текстом: почему так говорит? О чём он в этот момент думает?
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация;
- подготовка театрального костюма .
Повышение уровня компетенции возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог организует работу так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько профессионально учитель начальных классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
«Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение».
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
|