Воскресенье
19.05.2024
16:42
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Белых Татьяна Леонидовна
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
Методичка [3]
Памятки для родителей [5]
Оч.умелые ручки [4]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Википедия

Главная » Статьи » Мои статьи

Работа с детьми с низким и высоким уровнем мотивации на уроках литературного чтения

«Никогда никакими силами вы  не заставите читателя познать мир через скуку.Читать должно быть интересно.» А. Н. Толстой.

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения.

Является ли урок литературного чтения любимым у детей? Более 60% учащихся не любят и не хотят читать. А читая, не понимают смысл прочитанного. И сегодня, современные дети в условиях преобладания телевидения и Интернета не читают, потеряли интерес к чтению книг. Известно, что чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место, так как без него не возможно интеллектуальное развитие и самообразование.

 

В программе по литературному чтению для 1- 4 классов общеобразовательной школы говорится о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е. “такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного”. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности. Для того, чтобы вызвать интерес и любовь к чтению, нужна, конечно же, мотивация.

 

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.

Для повышения уровня мотивации следует  использовать разнообразные педагогические приёмы на уроках литературного чтения, из множества предложенных педагогических технологий выбрать самые оптимальные для обучающихся класса.

 

В своей работе я использую рекомендации В.Н. Зайцева, которые описаны в книге « Резервы обучения чтению » . Предлагаемые им рекомендации обеспечивают высокую результативность обучения чтению. Это - частота тренировочных упражнений, жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, режим щадящего чтения, многократные чтения, чтения в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

В своей практике я также применяю упражнения, предлагаемые в пособии М.И. Омороковой « Совершенствование чтения младших школьников ».  Для повышения техники чтения ею выделены определенные группы упражнений, направленные на развитие речевого аппарата, расширение оперативного поля чтения, развитие правильности, безошибочности в восприятии текста, развитие смысловой догадки ( антиципации ) на различных уровнях, развитие скорости чтения при чтении вслух и молча, развитие внимания и памяти в процессе восприятия, преодоление трудностей понимания текста. 

Несколько лет назад я обратила внимание на книгу В. Эдыгея «Увлечение чтением ». Эта книга меня очень заинтересовала и я начала работать и по этому пособию. Материал в этой книге подобран с учетом возрастных особенностей детей. Интерес, увлеченность, грамотность, выразительное чтение итог работы по этой книге.

Эти приёмы учебной работы являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления:

1)создание игровых ситуаций,

2)дифферинцированный подход в обучении чтению,

3)метод проектов,

4)нетрадиционные уроки,

5)проблемное обучение.

 

1приём. Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших навыком правильного и беглого чтения.

 

Дыхательная и артикуляционная гимнастика способствует  развитие четкого произношения: « задуй свечу », « выдох со счетом », « вдох носом и выдох через рот », « вдох, задержка дыхания, выдох », « вдох и выдох порциями » и упражнений, которые развивают подвижность речевого аппарата: чтение шепотом и медленно , чтение тихо и умеренно , чтение громко и быстро , чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

Часто на уроках дети становятся активными помощниками при проведении таких упражнений.

 

Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

 

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

 

Солнце и ветер.

 

Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.

 

Л.Н. Толстой

 

Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

 

Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.

 

заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.

К.Д. Ушинский

 

Ворон и лисица.

Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:

Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:

Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.

Л.Н. Толстой

Эти упражнения развивают способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

 

Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.

 

Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили в кругосветные ___________ . Так были __________ Африка и Америка.

 

Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.

 

Яша поймал                           таз с водой.

Он пустил щуку в                  поймать щуку.

Учуял добычу рыжий          большую щуку.

Хотел кот                                 зубы острые.

Только у щуки                       кот Пират.

Щука цапнула                        эту встречу!

Долго помнил кот                 кота за лапу.

 

Возможно использование приема соревнования.

 

Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).

 

Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

 

 Многократное чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

 

Вывод: Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения

 

Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Для совершенствования навыка чтения и привития детям интереса к чтению, я применяю на уроках различные, необычные, занимательные упражнения со словами и текстом на основе прочитанных произведений..

 

2 приём. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, следует применять на уроках дифферецированный подход. Задания детям предлагаются на карточках для индивидуальной работы разноуровневого характера.

 

Вот как могут выглядеть разноуровневые задания, в которые включены упражнения для формирования восприятия текста.

 

1.Упражнения на развитие антиципации текста (умение предугадывать дальнейшее развитие событий только по началу предложения.)

 

1 уровень: Помоги слову найти последнюю букву. Соедини их прямыми линиями. Прочитай полученные слова.

 

КРО  ТРО  ВРА  СТО  ПЛО  СТУ  УЗО

 

Ч   Р   Т   В   К   Н   Л

2 уровень:

 

Помоги слову найти вторую часть. Соедини их прямыми линиями. Прочитай

полученные слова.

 

 

ЗАБРА                  НИК

 ВОРОТ         ДАЛАСЬ

УВИ                ЛАСЬ

ПОНЮ          НУЛ

ШВЫР           ДЕЛА

СМЕК            ХАЛА

 

3 уровень: Восстанови слова. Вставь гласные между согласными так, чтобы получилось слово. Прочитай полученные слова.

 

П  Р    Т  С  К  Л       Е Е А А А

Н  Л  В  Л      А О И А

Л  С  Ч  К       И И А

П  Р    Л  Ж  Л          О Е А А

Т  К     Н  Л    О И У А

П  С  М  Т  Р  Л        О О Е

П  Р    Г  В  Р  В  Й   И О А И А

 

Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Для развития внимания применяются такие задания, которые позволяют повысить уровень внимания, развить такие свойства, как усидчивость, распределение, переключение, а так же увеличить объем внимания

 

Работа с деформированным текстом.

 

1 уровень: Составь словосочетания из рассыпанных слов.

 

СПОКОЙНОЙ         ДОБРОЕ       ПРИЯТНОГО          БОЛЬШОЕ   СЧАСТЛИВОГО

ЖЕЛАЮ        ИЗВИНИТЕ  ЧЕСТНОЕ

 

УТРО НОЧИ АППЕТИТА СПАСИБО ПУТИ ПОЖАЛУЙСТА СЧАСТЬЯ

 

2 уровень: Составь предложения из рассыпанных слов.

 

ЗАЙЦА. МУЛЬТФИЛЬМОВ НЕСКОЛЬКО КОТЁНОЧКИН ВОЛК ЛОВИТ КАК

 О КИНОРЕЖИССЕР ТОМ СОЗДАЛ

 

 3 уровень:

 Составь предложение из частей:

 

уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности напраляются к маминой сумке;

где Балтийское море;

когда защищается;

плывущие по Ледовитому океану;

гагары хорошо знают;

куда и прячутся;

ядовитая змея кусает человека только тогда.

 

 

Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют педагогу в течение урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности. Дифференцированные задания могут выполняться не только индивидуально, но и в группах.

 

Хочется сказать и об организации домашней работы по чтению с учетом дифференциации. Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Домашнее задание, рассчитанное на сильного ученика, толкает слабого к безответственности, к невыполнению недоступного.

 

Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком сначала громкого, а позднее (что особенно важно) и молчаливого чтения, столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем.

 

3 приём. Помочь ребёнку стать читателем, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы помогает метод проектов.

 

Задачи проектов:

 

научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников;

развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию;

овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни.

 

Однообразие вызывает на уроках скуку, не оставляет живого следа в душах ребят, не способствует формированию у них положительной мотивации и познавательной активности.

4 приём.  Повысить учебную мотивацию позволяют нетрадиционные формы уроков.  Уроки в нетрадиционной форме:

 

1.Урок- сказка

 2.Урок – спектакль

3.Урок – путешествие

4.Урок-КВН

5. Урок вопросов и ответов.

 

Такая форма как «элементы театрализации» на уроках или уроки –спектакли

воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию.

Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Не теряет она свою актуальность и сегодня. Поскольку именно театральная игра способна совместить и обучение, и закрепление как предметных, так и метапредметных навыков, что особенно подчеркивается в новейших требованиях преподавания.

 

Театрализованные представления заставляют ребенка особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств. Такие представления вызывают интерес у ребят, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.

 

У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

Успешная мотивация возможна лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию:
 1) адекватнаяая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях;
 2) создание соответствующего психологического климата.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества»
В.Сухомлинский

Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные  слова.

Праздники помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это так необходимо, ведь жизнь – театр. И в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей.

 

Внеурочная деятельность является прямым продолжением работы на уроке.

В своей работе я делаю акцент именно на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.

В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным является коллективный характер театрализованной деятельности. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля  радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное  поведение.

Мотивируя детей к чтению литературы посредством театрализованной деятельности, можно  выделить следующие задачи:

          Вызывать интерес к театрализованной  деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

         Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.

         Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.

         Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить,  обращаясь к партнёру), выполнять действия соответственно логике действия персонажей и с учётом места действия.

         Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной  деятельности.

         Сохранять творческий характер театрализованной  деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного образа.

Свою работу с детьми я осуществляю по двум взаимосвязанным направлениям :

Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, снятию  сценического волнения.

 Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности.

Работа над ролью  строится  следующим образом:

          Знакомство с инсценировкой: о чём она?  Какие события в ней главные?

         Знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения?

         Распределение ролей.

         Составление словесного портрета героя;

         Анализ поступков героя;

         Работа над текстом: почему так говорит? О чём он в этот момент думает?

         Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения  на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация;

        Подготовка театрального костюма .

Повышение уровня мотивации возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько профессионально учитель начальных  классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

Заключение.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мотивация - это одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать, но и самая интересная. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?

Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.

Категория: Мои статьи | Добавил: tata (24.03.2020)
Просмотров: 193 | Теги: мотивация урок литературного чтения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz